Нужно ли удалять катализатор?

Каких только мифов не ходит об этих злополучных устройствах: то машина после удаления воняет, то расход топлива вырастает, то масло начинает жрать, то тяга пропадает, то кондиционер следом портится. Во многом появление противоречивых мнений объясняется техническими проблемами: выполняет конкретное устройство свои функции или уже нет, насколько квалифицированно с ним обращались, в каком состоянии находится катализатор (точнее, каталитический нейтрализатор) на текущий момент.

Неприятный запах объяснить проще всего: пока прибор работал, выхлопные газы разлагались. Убрали катализатор — и выхлопы стали естественными. А если это сделать неправильно, появится еще и характерный звук от выхлопной трубы, с резонансом. Суть проста: если катализатора нет совсем или он забит (эффективность упала), то машине от этого лучше точно не станет. Если бы этот прибор не был действительно нужен, то его изначально не ставили бы.

Чаще всего у происходит вовремя — когда заканчивается срок его службы. Т.е. вопрос ставится иначе: не удалять ли его, а ставить ли новый? Нередко машину перешивают на стандарт Евро 2, а катализатор просто не трогают. Уж лучше убрать совсем — это немного снизит расход топлива и поднимет мощность, но в ущерб экологии.

Надо понимать, что на работу двигателя это устройство в принципе влиять не должно — не для того и предназначалось. Катализатор отвечает только за очистку выхлопных газов, уменьшая выбросы. Но это пока он исправен и вся система отрегулирована как надо, а во всех остальных случаях возможны лишние проблемы. Ситуацию усугубляет приличная стоимость катализаторов: хотя устроена такая штука нехитро, представляя собой толстую трубу с керамическими сотами внутри, напыление там из дорогих и редких металлов (обычно платиновая группа). Чем дороже сам автомобиль и мощнее двигатель — тем больше придется заплатить и за подходящий катализатор.

Технические подробности и не только

Типичные поломки этих устройств широко известны: чаще всего катализаторы забиваются, еще могут оплавиться или даже посыпаться. Обычно сразу загорается «check engine» и машина странно себя ведет: тяга падает, может вообще не заводиться или начнет троить. Это из-за проблем с удалением продуктов горения топлива через неисправный катализатор: часть газов идет обратно и портит оптимальный состав топливной смеси. В современных автомобилях распространен двойной контроль: датчики стоят перед катализатором и сразу после него, отслеживая примеси в газах. И система быстро обнаруживает неполадки именно с катализатором, уведомляя владельца.

Просто выбивать этот прибор безответственно — его надо менять, сохраняя экологическую норму автомобиля. Иначе придется еще, и прошивать под другой класс или обманывать программу в ЭБУ. Кстати, если понадобится бережное удаление сажевого фильтра в Ставрополе, быстро и по разумной цене это можно сделать в ООО «Турбоцентр».