Сказ об отключении клапана ЕГР

В большинстве случаев поводом для вмешательства в работу системы рециркуляции выхлопных газов становится уменьшение мощности мотора и появление дыма. Простейший способ убрать явное препятствие для полной отдачи мощности двигателем — отключение клапана ЕГР. Так поступают многие владельцы дизельных автомобилей, проехав первые несколько десятков тыс.км.

Заглушка этого клапана немедленно сказывается на работе мотора, но делать это надо правильно, во избежание новых проблем. Ставится такая система на дизели, для их соответствия современным экологическим нормам. Она уменьшает содержание оксидов азота в выхлопах, отводя их часть во впускной коллектор — это снижает концентрацию кислорода в смеси воздуха с топливом и новые оксиды образуются меньше, что и ведет к снижению общей токсичности выхлопов. Клапан ЕГР является одним из основных элементов системы — именно он вовремя открывается, отправляя газы куда надо. Но в процессе эксплуатации машины клапан быстро забивается сажей и начинает мешать подаче воздуха.

Конечно, лучше не отключать это устройство, а чистить его. На топливе отечественных производителей (для дизельных моторов) чистить клапан понадобится через каждые 30 тыс.км. пробега максимум, а реально — уже через 20 тыс.км. Если все-таки отключить, произойдет следующее: предсказуемо вырастет уровень оксидов азота в выхлопах, зато снизится объем угарного газа и углекислого, станет меньше сажи. Расход топлива тоже уменьшится.

Убрать или оставить?

В наших реалиях польза от системы ЕГР неочевидна: токсичность выхлопов снижается мало, а вот потеря мощности ощутима и расход топлива подрастает, плюс саму систему надо обслуживать. По отзывам, когда клапан быстро забивается, следом закоксовывается камера сгорания и усиливается образование нагара. Как правило, именно проблемы с этим клапаном приводят к большинству неполадок системы EGR — а уже как итог повышается расход топлива и мотор начинает работать неустойчиво. И немудрено: в двигатель начинает попадать сажа, смолы, происходит ускоренное окисление масла — все это негативно сказывается на ресурсе автомобильного «сердца».

Не секрет, что новенький мотор заметно изнашивается при пробеге около 80-120 тыс.км. К тому времени во впускном коллекторе, на клапанах двигателя и на клапане ЕГР образуется приличный слой из смол. Приходится или срочно ремонтировать систему рециркуляции, или отключать ее клапан. Надо не только механически заглушить клапан, но и в программе блока управления (зависит от модели) — иначе ЭБУ выдаст ошибку, загорится «check» на панели и включится аварийный режим работы двигателя с ограничением мощности.

Если владельца машины увеличение токсичности выхлопов не пугает, плюсы отключения клапана ЕГР очевидны: больше мощности, быстрее отклик на педаль газа, слабее т.н. эффект турбоямы, реже придется масло менять, меньше износ двигателя. И удаление сажевого фильтра не понадобится — даже чистить его придется реже.