Дисбаланс карданного вала

В автомобиле крутящий момент от коробки передач к ведущим колесам с компенсацией их несоосности передаётся через карданный вал. Работаёт он в широком диапазоне скоростей и подобно любому механизму, связанному с вращательным движением, при такой нагрузке может подвергнуться дисбалансу. Под ним понимают расхождение оси вращения ротора и его осью инерции, проходящей через центр тяжести. Следствием дисбаланса всегда является вибрация, поэтому при первых её признаках необходима срочная балансировка карданного вала (кардана).

Срочность при решении проблемы очевидна. Несвоевременное устранение дрожи кардана ведет к преждевременному износу и разрушению не только элементов трансмиссии, но и других, смежных с валом механизмов. Значительный же дисбаланс вала карданной передачи ведет к частичному выходу автомобиля из-под контроля водителя, что создает условия для чрезвычайно опасной дорожной ситуации и подвергает опасности жизнь людей.

К заводским причинам возникновения дисбаланса, которые требуют замены кардана, относят:

  1. Изначально сборка карданного вала выполнена некачественно.
  2. Была нарушена технология при закреплении деталей и в процесс эксплуатации они расшатываются, нарушая балансировку.
  3. Для изготовления кардана использовали металл недостаточной закалки с низкими эксплуатационными характеристиками.

Помимо них дисбаланс может вызвать чрезмерная нагрузка и выход из строя отдельных элементов:

  • превышено допустимое значение люфта крестовин;
  • образовалась коррозия на игольчатых подшипниках крестовин и как следствие они застопорились;
  • появились глубокие трещины на поверхности эластичной муфты;
  • смещение осей крестовин частей вала по отношению к друг другу;
  • крепление фланцев карданного вала ослабилось или раскрутилась гайка его фиксации на хвостовике редуктора;
  • нестабильная работа подвесного подшипника.

Во всех этих случаях балансировке предшествует ремонт карданного вала (кардана).

Оптимальный вариант восстановления баланса — обратиться в сервисный центр. Наличие специализированного оборудования минимизирует сроки работ, а точность балансировки несопоставима с попытками самостоятельного решения проблемы. В Ставрополе балансировкой и ремонтом карданных валов занимается автосервис «ТУРБОЦЕНТР», в сферу деятельности которого также входит ремонт турбин и регулировка электронных актуаторов.

Процесс диагностики дисбаланса проводится на специальном стенде. Вся информация о геометрии вала заносится в компьютер и анализируется. После чего программа выдает координаты точек вала, которые необходимо скорректировать для восстановления баланса. Сама балансировка выполняется двумя способами. Либо на вал устанавливают балансировочные пластины и закрепляют сваркой, либо на токарном ЧПУ станке высокой точности снимают некоторый слой металла. Критерием правильности выполненной балансировки является полное исчезновение вибрации.