Турбонадув, Вестгейт, Соленойд, Актуатор. Правильный надув

Мощность двигателя автомобиля находится в прямой зависимости от количества смеси топлива и воздуха, которая попадает в его цилиндры. Сделать это можно за счет объема двигателя — увеличится количество топливовоздушной массы, следовательно, и мощность. Однако расширять объем до бесконечности невозможно, габариты современных автомобилей весьма компактны и их развитие идет в направление модернизации дизайна и оптимизации работы существующих элементов. Поднять мощность небольших двигателей можно за счет большего количества в смеси воздуха. В этом случае увеличится процент полного выгорания топлива.

Решает поставленную задачу технология турбонаддува. Принцип её основан на взаимодействие двух колес расположенных на одной оси: турбинного и компрессорного. Отработанные газы попадают на лопатки турбинного колеса и заставляют его раскручиваться, что приводит к вращению компрессорного элемента. Его крыльчатка всасывает воздух, создает наддув — избыточное давление и направляет сжатый газ в кулер, где тот охлаждается и затем отправляется в камеру горения.

Руководит процессом вестгейт, от английского «мусорные ворота» — это клапан, который контролирует давление выхлопных газов на лопасти турбины. В случае, когда обороты двигателя доходят до максимальной допустимой нормы растет и давление выхлопных газов, а также скорость вращения ротора. Клапан открывается, и часть выхлопных газов отправляется, минуя турбину, в выхлопной коллектор. Практическую часть работы выполняет электронный актуатор. При необходимости его шток выдвигается, приоткрывая дверцу вестгейта. Актуатор имеет возвратную пружину, иначе клапан будет постоянно открыт, и создать избыточное давление не удастся.

Настроить вестгейт можно несколькими способами:

  1. Изменить свойства возвратной пружины актуатора. Увеличение упругости ведет к набору давления, более мягкая к снижению.
  2. Затягивая или расслабляя шток актуатора можно регулировать уровень закрытости или открытости клапана. Расслабление станет удлинять тягу, затягивание укорачивать. В последнем случае заслонка закрыта плотнее и требуется больше времени на её открытие, вследствие чего раскручивание крыльчатки убыстряется.
  3. Установить соленоид — небольшой электромагнитный клапан для регулировки потока газа. Ставится он перед актуатором и таким образом корректирует наддув выхлопа, которое последний оценивает.

Ремонт электронного актуатора и его регулировка процесс сложный и лучше его доверить специалистам. Отклонения от нормального режима наддува может привести к негативным последствиям для двигателя в целом. Но даже если этого не случится, ход машины будет нарушен. Из-за недодува турбина не сможет достичь необходимого уровня давления. Передув ведет к детонации двигателя — нарушение плавности сгорания горючей смеси. Топливо резко взрывается в цилиндре, когда поршень еще не завершил полностью такт сжатия.