Передув турбины или чистка геометрии

Иногда автомобили, снабженные турбокомпрессором, начинают вести себя несколько странно. Работа двигателя на малых и средних оборотах без сбоев, но на высоких скоростях и при резком увеличении нагрузки случается ярко выраженный провал. Причина сбоя заключается в передуве двигателя — ситуация, когда высокое давление турбины значительно превышает оптимальный режим эксплуатации. В результате количества поступающего топлива недостаточно для завышенного объема воздуха, что ведет к увеличенному нагреву двигателя.

Характерными признаками передува являются:

  • повреждение шейки ротора из-за перегрева;
  • наслоение на элементы турбины закоксовыванного масла;
  • крыльчатка турбины искривляется с тыльной стороны;
  • на обоих колесах турбины появляется затвердевшая корка.

Одной из причин появления передува может стать неисправность электронного блока управления. Неточные показания датчика давления, установленного на промежуточном радиаторе охлаждения воздуха идущего в турбину, воспринимаются электроникой как необходимость увеличивать его количество. Таким образом, клапан сброса избыточного давления срабатывает не вовремя, и давление превышает установленную норму. Не очень большой передув может не всегда негативно влиять на ход автомобиля, но даже в этом случае турбине приходится постоянно работать на повышенных оборотах, что снижает её эксплуатационный ресурс.

Еще одной из распространенных причин передува служит заклинивание лопаток геометрии, которые изменяют сечение трубы для потока выхлопных газов. Предпосылок для передува в этом случае две:

  • при движении лопаток возникают трудности плавного перемещения из-за налета масляных отложений;
  • нагарообразование достигло критического состояния и лопатки заклинило в одном положении.

Справиться с проблемой поможет чистка геометрии.

Следствие передува — перекручивание турбины, как называют превышение допустимой частоты вращения ротора турбокомпрессора, и в конечном итоге оно обязательно приведет к поломке турбины. Опасность состоит в том, что перекручивание ведет к дисбалансу ротора. Оно в свою очередь сопровождается резким увеличением радиальных нагрузок, под действием которых масляный слой между поверхностями скольжения выдавливается и начинается сухое трение. В самом худшем варианте его последствий вал приваривается, заклинивает и ломается на ходу. Чем это чревато вряд ли необходимо кому-то из автомобилистов объяснять.

Во избежание плачевных последствий передува лучше при первых признаках дефекта обратиться в специализированный центр технического обслуживание, поскольку работа с турбокомпрессором требует не только особых навыков, но и особого оборудования. В Ставрополе таким предприятием является автосервис «ТУРБОЦЕНТР», который оказывает услуги по диагностике, снятию, установке, установлению причин неисправности турбин и их, электронных актуаторов, а также ремонту, в том числе и чистку геометрии.