Геометрия турбины и её проблемы

 Турбокомпрессор — устройство, которое значительно увеличивает мощность двигателя автомобиля. Происходит это за счет увеличения объема воздуха, а, следовательно, кислорода в камеру сгорания. Чем его больше, тем более эффективно сгорает топливо. За счет этого можно лего достигнуть мощности соответствующей обычному мотору в два раза большего объема. Но при всей привлекательности у турбины есть недостаток, и заключается он в её инерционности.

Производительность турбины напрямую зависит от интенсивности потока выхлопных газов, которые воздействует на крыльчатку ротора. А тот в свою очередь зависит от текущей мощности двигателя. Таким образом, пока турбина выходит в оптимальный режим работы на соответствующих оборотах мотора, проходит некоторое время. Для решения проблемы были разработаны турбины с изменяемой геометрией сопла и углом наклона крыльчатки.

На малых оборотах двигателя сечение для прохода выхлопа становится уже, и газ проходит с большей скоростью и соответственно энергии давления на лепестки. По мере набора двигателем оборотов проходное сечение расширяется, сопротивление потоку выхлопных газов снижается, но уже и так достигнут оптимальный уровень работы турбины.

Справившись с инерционностью, подвижность лепестков добавила новой головной боли автолюбителям — она часто стала причиной возникновения передува. Ремонт турбины, связанный с геометрией, вызывают две причины:

  • подвижные детали исчерпали ресурс, и появление люфтов ведет к нестабильности давления выхлопных газов;
  • отложения нагара, из-за которых лепестки не меняют положение как требуется либо перестают двигаться вовсе.

Источников нагара несколько:

  1. Вследствие износа поршневых колец, клапанов или выдавливания уплотнений ротора масло попадает в турбину и там коксуется;
  2. Отложения сажи появляется из-за неполного сгорания топлива, причем, чем хуже его качество, тем больше шансов для появления сажи. На количество её наслоений также могут влиять неисправности системы образования смеси и последующего воспламенения.
  3. На интенсивность образования сажи существенно влияет движения автомобиля на малых оборотах или с непрогретым мотором. Напротив, езда на высоких скоростях способствует выгоранию нагара.
  4. Забитость катализатора и сажевого фильтра негативно влияют не столько на геометрию, а на работоспособность турбины в целом. Частично заблокированный сброс отработанных газов вызывает превышение нормы нагрузки на колесо турбины и возникновению люфта ротора по продольной оси.

Ремонт геометрии по большей части связан с очисткой направляющего лепестки устройства от отложений, а осуществить это можно только после полного разбора турбокомпрессора. Сама по себе процедура эта далеко не простая, так еще и не факт, что только очистка даст положительный результат — вследствие заклинивания мог сломаться привод лепестков. Поэтому в случае признаков передува лучше сразу обратиться на станцию технического обслуживания. В Ставрополе проблемы геометрии турбины решает специализированный автосервис «ТУРБОЦЕНТР».