Как правильно установить турбину?
Еще недавно турбину можно было встретить лишь на быстроходных автомобилях премиум класса. Прошло совсем немного времени и её стали устанавливать почти на всех дизельных двигателях и на подавляющем большинстве современных бензиновых. Турбокомпрессорами снабжают даже бюджетные модели массового производства. Принцип действия механизма основан на подаче в цилиндры двигателя большего объема воздуха, что ведет к увеличению его мощности на радость большинства автолюбителей — кто же из них не любит мощь и скорость. Единственный недостаток устройства в том, что оно довольно часто выходит из строя.
Две основные причины выхода турбины из строя не связаны с эксплуатационным периодом, а в большей степени относятся к уходу за механизмом. Первая причина — повреждение вследствие механического удара из-за попадания внутрь газо-воздушной системы любого постороннего предмета. Вторая причина связана с попаданием внутрь масла. В результате потеря мощности, сизый выхлопной дым, шум и повышенный расход масла. В обоих случаях требуется ремонт и, следовательно, снятие-установка турбины (турбокомпрессора).
Демонтаж устройства задача несложная, хотя и она требует знания, внимания и определенных навыков. Сопровождается он тщательным осмотром, восстановлением деталей при необходимости и производится в несколько этапов:
- Слить отработанное масло из двигателя и промыть его от остатков.
- Отключить и снять патрубки воздухозабора и воздухоподачи. Очистить их от остатков масла и грязи, поврежденные заменить новыми.
- Снять интеркуллер, почистить, проверить на герметичность и наличие дефектов.
- Прочистить трубки маслоподачи и слива. В случае обнаружения неполадок заменить.
- Извлечь оригинальную турбину и проверить на наличие трещин или сколов.
Правильная установка турбины задача более сложная и имеет некоторые нюансы, с которыми автолюбитель самостоятельно не справится. В первую очередь необходимо во избежание механического удара обеспечить идеальную чистоту в помещение, где ведется монтаж-демонтаж турбины (турбокомпрессора). Даже песчинка, попавшая в воздухопровод способна быстро превратить турбину в ненужный кусок металла.
Другим важным моментом является организация демпфирующего эффекта, призванного гасить вибрацию турбокомпрессора. Он реализуется за счет установки в подшипниковом узле втулки со стороны улитки. Диаметр подбирается таким образом, чтобы между ней и улиткой оставался зазор, позволяющий в процессе работы возникать масляной пленке. Неправильно выставленный люфт ведет к её исчезновению и уменьшению демпфирующего эффекта в несколько раз, быстрому износу подшипников и как следствие поломки вала ротора.
Всем известно, что для корректной работы любой вращающейся детали требуется балансировка оси вращения. Автолюбителям это известно в большей степени, так как они периодически сталкиваются с балансировкой колес. Если этого не сделать, то возникнет биение. Диаметр крыльчатки турбины намного меньше диаметра колеса, зато скорость вращения у неё значительно выше и достигает почти полмиллиона оборотов в минуту. В такой ситуации отсутствие баланса ведет к серьезным поломка и значительным тратам денежных средств. Любой демонтаж подшипников ведет к разбалансировке. В условиях автосервиса ротор турбины балансируют на специальном оборудовании в несколько этапов: сначала отдельно ротор, затем весь узел в сборке. В домашних условиях восстановить баланс невозможно никак. Самостоятельное снятие-установка турбины (турбокомпрессора) как бы все не делалось технически правильно с точки зрения теории, все равно очень быстро приведет к поломке турбины.